Система Монтессори
В последнее время все больше детских садов выбирают систему Марии Монтессори. Мария Монтессори – педагог,
психолог, врач. Она создала уникальную систему воспитания и развития ребенка. Принцип системы в стимулировании ребенка к самопознанию, саморазвитию, нацеливание его на самостоятельное решение задачи.
В центре метода Монтессори находится ребенок. Еще две составляющие – это специально организованная среда и учитель. Действуя в такой среде самостоятельно, ребенок приобретает определенные знания. В этой обстановке у малыша появляется возможность развиваться индивидуально: он выбирает материал, с которым хочет действовать, и также самостоятельно определяется, что он будет с ним делать. При этом его никто не торопит, он может заниматься с выбранным материалом, столько времени, сколько захочет. Важным условием является, то, что после себя ребенок должен убрать все на место сам, если что-то просыпал или разлил, то обязательно вымести или вытереть следы. Это очень хорошо приучает малыша к самостоятельности.
Для организации развивающей среды по методу Монтессори необходимо подготовить специальный дидактический материал. Конечно, легче будет организовать такую развивающую среду в образовательном учреждении, но можно подготовить ее и дома.
Развивающая среда по методу Марии Монтессори
Итак, развивающая среда по методике Монтессори делится на несколько свободных зон. Все материалы и игрушки распределяются по свойствам и по назначению.
В этой зоне ребенок, действуя с предметами, учится навыкам самообслуживания: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, одеваться, расчесываться, чистить одежду, мыть посуду, игрушки, вытирать пыль.
Здесь могут быть щетка, совок, салфетка для пыли; шнуровки; тренажеры с пуговицами, молниями, липучками; расческа; тазик для мытья игрушек.
Речевая зона.
Решает задачи развития речи, помогает подготовить руку ребенка к письму, овладеть навыками чтения. В этой зоне хорошо иметь карточки с картинками и словами, рамки для обводки, буквы, вырезанные из бархатной бумаги, поднос с манкой для рисования букв.
Математическая зона.
Действуя с дидактическим материалом, ребенок учится считать до десяти и обратно; знакомится с цифрами; с составом числа; учится соотносить число и количество. Материал состоит из различных карточек, таблиц.
Числовые штанги – это набор из 10 штанг разной длины. Каждая штанга чередует красный и синий цвет. С их помощью можно пересчитывать, сколько отрезков на каждой штанге, сравнивать штанги по длине.
Шершавые цифры (аналогично шершавым буквам) – ребенок обводит цифру или букву пальчиком, запоминает ее, пробует нарисовать.
Восемь карточек, разделенных на три части. В центре каждой карточки написана цифра от 2 до 9, и карточки с цифрами от 1 до 10. Ребенок берет первую карточку и подбирает к ней карточки с предыдущей и последующей цифрой.
Карточки с цифрами от 1 до 10 и 55 кружков любого цвета. Задача ребенка выложить по порядку цифры и под каждой разложить столько кружков, сколько обозначает цифра.
Деньги, вырезанные из бумаги. Ребенок должен разменять крупную купюру на мелкие. Очень полезный навык.
Сенсорная зона.
Материалы, для обучения ребенка умению различать предметы по цвету, форме, размеру. Занимаясь в этой зоне, малыш будет развивать зрение, слух, мелкую моторику рук, обоняние, внимание, память. Сюда входят материалы, различные на ощупь, разные кусочки ткани, бусинки, камешки, мешочки с разными наполнителями, баночки разных размеров, пинцеты, палочки, воронки – т.е. предметы для мелких движений ребенка-перекладывание ватных палочек пинцетом.
Космическая зона. В этой зоне происходит знакомство малыша с окружающим миром. В ней могут быть карточки с изображением растений, животных, времен года, гербарии, а также глобус, карты разных стран.
Это пять основных зон для развития ребенка, их можно дополнить музыкальной зоной, зоной подвижных игр, зоной иностранных языков, зоной искусств.
Зоны можно оборудовать постепенно, наполняя материалом на ваше усмотрение. Обязательно покажите малышу, как надо играть с материалами. Каждый навык у малыша развивается в определенном возрасте. Так до трех лет малыш познает мир через развитие чувств: зрение, слух, осязание. От трех до шести лет самостоятельно стремиться выбрать вещи, предметы и направление своей деятельности. С шести до девяти лет – ребенок активный исследователь окружающего мира.
А самое главное не забывайте, что ваш ребенок единственный, уникальный и неповторимый.