Память у детей
Большинство современных родителей уже с раннего детства заботятся о развитии памяти у своего малыша. Память для человека имеет очень большое значение. С ее помощью мы познаем мир, успешно усваиваем новую информацию. Чем лучше память, тем выше интеллектуальное развитие человека. Хорошая память залог — успешного обучения.
Что же такое память?
Память-это психический процесс, основанный на отражении прошлого. Этот процесс включает в себя запоминание информации, ее сохранение и последующее воспроизведение.
Виды памяти.
Существует несколько видов памяти. Зависит это от того, что человек запоминает и воспроизводит.
Двигательная память-лучше всего развита у маленьких детей, так как им приходится, прежде всего, запоминать движения: встать, присесть, сделать шаг. Впоследствии они учатся действовать с предметами, рисовать, писать, совершать танцевальные движения.
Наглядно-образная память основана на запоминании образов: лица, цвета, формы, картинки. Если хорошо развита такая память, то мы вспоминаем образ так, как будто вновь видим его. Этот вид памяти также преобладает у детей дошкольного возраста, так как образ (картинка, игрушка, предмет) воспринимается ими легче.
Словесно-логическая память основывается на запоминании информации с помощью слов. В данном случае человек запоминает, то, что слышит и то, что думает в связи с услышанным. Именно такая память взята за основу обучения детей в школе.
Эмоциональная память-с ее помощью мы сохраняем в памяти события, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, то, что мы пропустили через свои чувства и эмоции.
По степени запоминания, то есть, того какие усилия мы к этому приложили, различают произвольную и непроизвольную память. Произвольная память- когда человек ставит цель запомнить информацию и прикладывает к этому какие-то действия. Непроизвольная память позволяет запомнить информацию, не принимая никаких усилий к этому.
От того насколько долго сохраняется информация в памяти человека ее подразделяют на кратковременную, оперативную и долговременную память.
Также различают виды памяти в зависимости от анализаторов, принимающих активное участие в запоминании:
Зрительная память;
Слуховая память;
Осязательная память;
Двигательная память;
Пространственная память.
По способу запоминания различают непосредственную и опосредованную память. Если запоминание материала происходит без участия мышления, без установления логических связей, то имеет место непосредственная память. Если же человек осмысливает материал, включает логику, то можно говорить об опосредованной памяти.
Память ребенка.
Память начинает развиваться у малыша, когда появляются первые условные рефлексы. Так, уже на первом месяце жизни, ребенок , когда мать берет его на руки, начинает осуществлять сосательные движения. В мозге уже сложилась простейшая цепочка: мама-кормление. Немного позже подключаются зрительные и слуховые анализаторы. Уже в 5 месяцев малыш узнает близких ему людей, предметы и игрушки , которые его окружают. А впоследствии к узнаванию добавляется процесс воспоминания. Воспоминание появляется у детей ближе к году. Ребенок ищет взглядом предмет или игрушку, о которой ему говорит взрослый, но которую он в данный момент не воспринимает.
В год ребенок удерживает в памяти информацию лишь несколько дней, так как у малыша еще отсутствуют прочные связи, в которые могли бы включаться новые связи. К трем годам длительность воспоминания увеличивается до нескольких месяцев, а к 4-5 годам, если событие произвело на ребенка очень сильное впечатление, оно может запомниться на всю жизнь.
На протяжении всего дошкольного возраста бурно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Память ребенка носит непроизвольный характер. Малыш не ставит перед собой цель запомнить информацию, а запоминает в основном то, что имеет для него значение, что ему более интересно, что составляет его потребности и имеет эмоциональный отклик.
Воспоминания дошкольника носят наглядно-образный характер. Поэтому ребенок лучше запоминает, то , что воспринимает наглядно в виде ярких образов: красочных картинок, игрушек. То, что воспринимается с помощью слуховых анализаторов, лучше запоминается, если имеет эмоциональный окрас, красочное описание. Так, рассказывая малышу сказку, мы стараемся подобрать интересные слова, выражения, выделяем голосом нужные места, изменяем силу и тембр голоса, изображая разных героев.
В раннем возрасте ребенок еще не умеет запоминать специально, преднамеренно. Такая способность начинает развиваться у него в середине дошкольного возраста вместе с активным развитием речи. Преднамеренное запоминание и воспроизведение начинает формироваться, когда ребенок выполняет какие-либо поручения, задания взрослых. Этот процесс лучше всего реализуется в игре, так как именно игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Если предложить ребенку запомнить слова, поручения в игре, он значительно лучше справится с этой задачей, чем с сухой инструкцией: запомнить. Заинтересованность ребенка игрой, его эмоциональное состояние создает предпосылки для развития произвольной памяти.
Взрослый постепенно учит ребенка сознательно использовать приемы памяти. Для того, чтобы запомнить какой-либо материал, информацию, малыш должен внимательно ознакомиться с этим, повторить его, установить связи – ассоциации. Получив некоторый опыт, ребенок будет сам ставить перед собой цель запомнить. Как будет развиваться произвольная память, зависит от зрительного, слухового восприятия и внимания, речи. Поэтому с раннего детства родителям необходимо работать над развитием этих процессов. Чем выше умственные способности малыша, то есть чем больше он умеет делать, рассуждать, тем лучше развивается у него память. Родителям необходимо работать над развитием памяти дошкольника, ведь от этого зависит обучение ребенка в школе.
Как развивать память ребенка.
В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие всех психических процессов, в том числе и памяти. Малыши 3-6 лет легко запоминают небольшие стихи, сказки, песенки. Поощряйте стремление детей к запоминанию, осваивайте с ними новые методы и приемы запоминания, например мнемотаблицы, проводите упражнения и игры на развитие произвольной памяти.
Как только малыш начинает говорить, общайтесь с ним постоянно, обсуждайте все, что видели, слышали, кушали, делали, во что играли, кого видели и т.д. Конечно, сначала перечислять все это придется вам, но вскоре малыш охотно к вам присоединится.
Кроме того, чрезвычайно полезно читать малышам потешки, стихи, сказки, разучивать песенки, загадки, пословицы, чистоговорки. Воспринимая материал неоднократно, ребенок учится создавать связи, у него появляются новые ассоциации. После прочтения обсудите, о чем говорилось в сказке, стишке, песенке. Задавайте малышу вопросы по содержанию услышанного им:
про кого сказка;
что делал герой;
как выглядел;
куда пошел;
кого встретил;
Уже в 1,5-2 года малыш с легкостью справится с этой задачей. Обязательно обсуждайте с малышом мультфильмы по тому же принципу. Когда ребенок немного подрастет, просите его пересказать вам сказку или мультфильм. Можно устроить театр (пальчиковый; настольный; на фланелеграфе; кукольный), поручив ребенку выполнять определенную роль. При этом ему необходимо будет воспроизводить реплики персонажа, что тоже очень способствует развитию запоминания.
Чтобы развитие памяти ребенка происходило успешнее, родителям необходимо знать и выполнять несколько условий для этого:
1.Интересный материал запоминается легко и надолго. Поэтому подбирайте материал для запоминания, который будет интересен малышу.
2. Позаботьтесь, чтобы материал для запоминания был понятен ребенку, так как, понятный материал ассоциируется с имеющимися у ребенка знаниями.
3. Так как, яркие впечатления запоминаются лучше, постарайтесь преподнести материал эмоционально, чтобы к процессу запоминания подключились эмоции ребенка.
4. Если у ребенка есть мотивация для запоминания, т.е материал значим для него, то и запомнит он его легче. Для кого то мотивацией будет соревнование, для кого то –поощрение или награда.