Игры для развития мелкой моторики рук
C самого раннего возраста необходимо развивать у ребенка мелкую моторику рук. Недаром говорил Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». И это на самом деле так. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика рук, быстрее овладеет связной речью. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано формирование у ребенка пространственного и логического мышления, развитие таких психических процессов, как внимание и память. Развитие мелкой моторики рук является предпосылкой к овладению малышом умением рисовать, писать, обслуживать себя: застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Развитие пальчиков и кистей рук должно происходить в интересной игровой форме. Начинать массировать детские ладошки и пальчики можно с рождения. Для этого как нельзя лучше подходит игра «Сорока-белобока» и множество других пальчиковых игр. Далее ребенка необходимо научить захватывать игрушки рукой. Старайтесь, чтобы игрушки были разной текстуры: гладкие, шероховатые, пупырчатые, и разной формы. Можно дать малышу бусы, пуговицы, нанизанные на нитку, он будет перебирать их пальчиками. Следите, чтобы нитка не порвалась и предметы не попали в рот ребенку.
С 9-10 месяцев целесообразно учить малыша выполнять различные действия с игрушками. В этом возрасте для таких целей подойдет сенсорная коробка. Для этого можно использовать пластиковый контейнер, коробку с высокими бортиками или обычный таз. Наполнитель тоже может быть разный: крупы, камушки, шарики. Для начала просто научите малыша прятать ручки в наполнитель, а потом уже можно насыпать его в мисочки, пересыпать ложечкой или совочком из одной емкости в другую, насыпать из ложечки в воронку, прятать различные дополнительные предметы в наполнитель. Обычно детям очень нравится играть с сенсорной коробкой, но родителям необходимо следить, чтобы ребенок не брал мелкие предметы в рот.
В этом возрасте полезны малышу различные пирамидки, игрушки-вкладыши, матрешки, конструкторы, состоящие из крупных деталей, кубики, из которых можно построить башенку, дорожку, домик.
Также можно предложить малышу поиграть с бумагой, ее можно мять, скатывать в шарики, рвать.
Увлечет малыша развивающая книжка из ткани. Такую книжку может сшить своему малышу мама или бабушка. Картинки в ней крепятся с помощью пуговиц, кнопок, крючков, липучек, застежек молний — все зависит от фантазии родителей.
Для развития ловкости пальчиков будет полезна игра с крышками от бутылок. Такую игру тоже можно сделать самостоятельно. Для этого подойдет крупная коробка, крышки разной величины и разного цвета, различные наклейки и цветная бумага. Малыш будет подбирать подходящую крышку, учиться ее завинчивать и отвинчивать.
Попробуйте с малышом рисовать манкой. В коробку с невысокими бортиками насыпьте манку и взяв малыша за пальчик поводите им по крупе, изображая простой рисунок: волну, кружок, домик. Уверена, что вашему крохе понравится такое занятие.
Малышам от года можно начинать давать краски, карандаши, фломастеры. Дети очень любят рисовать пальчиками, обмакивая их в краску. Очень полезны для развития моторики игры с пластилином. Покажите малышу, как слепить колбаску, шарик, колечко, пусть он мнет пластилин, отрывает от целого куска маленькие кусочки, соединяет части в целое. Благодаря таким занятиям у ребенка развивается воображение, творческие способности.
Малышам постарше можно предложить пазлы. Пазлы можно купить в магазине или сделать самим. Для этого наклейте выбранную картинку на картон, а потом разрежьте ее на несколько частей. Для малышей 2-3 лет пазлы могут состоять из 2-3 частей, детям постарше подойдет задание посложнее.
Еще одна интересная игра на развитие детских пальчиков-игра с прищепками.
Купите прищепки разных цветов, но чтобы они были не очень тугие. Приготовьте картинки у которых не хватает какой-нибудь части: ежика без иголок, солнышко без лучиков, птичку без крылышек. Подбирая недостающую часть ребенок учится составлять целое из частей, подбирать предметы по цвету, у него развивается внимание логическое мышление, воображение и конечно мелкая моторика рук.
Для занятий с детьми используйте фланелеграф. Его можно сделать из доски или куска плотного картона, обтянув однотонной тканью: фланелькой, ковролином, фетром. Приготовьте также персонажей из любимых сказок. Подойдут такие сказки, которые дети смогут рассказывать самостоятельно: «Колобок», Репка», «Теремок». Фигурки можно вырезать из книжки, а на обратную сторону наклеить кусочки фланели. Благодаря таким играм в сказки у малыша будут развиваться навыки связной речи, память, воображение, используя фигурки животных, он сможет сам придумывать сказки. А ловкость пальчиков он будет тренировать прикрепляя и открепляя фигурки от фланелеграфа.
Не забывайте и о физических упражнениях. Полезно лазить по спортивной стенке, висеть на кольцах.
Систематически используя игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, вы добьетесь значительных результатов в интеллектуальном и речевом развитии ребенка.