Нарушения развития речи у детей

Здоровье ребенка

Нарушения развития речи у детей

С самого рождения ребенок слышит обращенную к нему речьнарушения развития речи взрослого. Благодаря этому, у него начинается процесс развития речи. Как известно, чем больше родители общаются с малышом, тем быстрее у него будет развиваться речь, конечно  если не существует каких-либо серьезных причин для нарушения развития речи.

Причиной может быть нарушение слуха, как врожденное, так и приобретенное после перенесенных заболеваний. Также, причиной может явиться поражение коры головного мозга ребенка в период внутриутробного развития или во время родов, так как именно в коре головного мозга находятся центры, отвечающие за восприятие и воспроизведение речи. В зоне риска дети, переболевшие в раннем детстве тяжелыми инфекционными заболеваниями. Немаловажное значение имеет и наследственность.

Итак, в возрасте 10-12 месяцев мы с нетерпением ждем от нашего крохи первых слов. А уже к пяти годам ребенок должен полностью овладеть речью родного языка.

В норме речь ребенка развивается следующим образом:

В 2-3 месяца ребенок гулит;

4 месяца-на речь взрослого отвечает улыбкой, гулит;

5-6 месяцев-эмоционально реагирует на музыку;

7-9 месяцев-произносит одинаковые слоги (ма-ма-ма; ба-ба-ба), реагирует на интонацию взрослого, узнает близких;

9-11 месяцев-повторяет за взрослым звуки и слоги, подражает интонации взрослого, выполняет простые действия(машет ручкой на прощание);

11-13 месяцев-произносит первые осмысленные слова, выполняет просьбы типа: дай кубик, принеси мячик.

К 2-2,5 годам начинает говорить предложениями.

нарушения развития речи

Словарный запас годовалого малыша пять- девять  слов;

в полтора года- от двадцати до сорока слов; с полутора до трех лет у ребенка наступает самый активный период развития речи.

в два года- от пятидесяти до двухсот слов;

в три года-восемьсот-тысяча слов;

в четыре года-от полутора тысяч слов до двух тысяч;

к пяти годам-две тысячи двести слов.

У всех детей развитие речи происходит по –разному, даже если дети из одной семьи, один начинает говорить рано, а у другого речевое развитие запаздывает. Родителям в этом случае не стоит расстраиваться, но необходимо тщательно наблюдать за малышом, и если есть необходимость, показать ребенка специалисту.

Виды нарушения речи у детей

Дислалия-нарушение произношения некоторых звуков. При дислалии ребенок искажает звуки, заменяет их другими. При этом малыш обладает хорошим словарным запасом, грамматически правильно составляет предложения. Также,  дислалия может развиться из за дефекта речевого аппарата: короткая уздечка, неправильный прикус, заячья губа.  Дислалия достаточно хорошо устраняется на логопедических занятиях. Ребенку с таким дефектом речи обязательно надо делать артикуляционную гимнастику.

Дизартрия чаще всего возникает вследствие органических нарушений центральной нервной системы. При дизартрии нарушена речь в целом. Ребенку с таким нарушением речи необходимо комплексное лечение.

При заикание нарушается ритм и темп речи из за судорог мышц речевого аппарата. Причиной может быть испуг, стресс, психическая или физическая травма.

Алалия-сложное нарушение речи, при котором речь отсутствует полностью или частично. Возникает такое нарушение вследствие поражения речевой зоны в коре головного мозга. Различают сенсорную (ребенок слышит, но  не понимает и не воспроизводит речь) и моторную ( когда ребенок речь понимает, но воспроизвести не может)алалию. Ребенок с таким нарушением речи не сможет обойтись без помощи специалиста и эту помощь необходимо начинать как можно раньше.

Ринолалия-возникает из за неправильного строения артикуляционного аппарата, при этом ребенок искажает все звуки, а не выборочно, как при дислалии.

Родители должны стараться создать условия для развития речи ребенка. Доказано, что чем активнее ребенок, тем лучше развивается у него речь. Играйте с малышом в активные игры, всячески развивайте его двигательную активность. Предлагайте ребенку больше игр на развитие мелкой моторики рук, играйте в пальчиковые игры.  Как можно больше разговаривайте с вашим чадом, повторяйте все звуки и слоги, которые он произносит, читайте стихи, пойте песенки, позитивно реагируйте на каждый новый звук, произнесенный ребенком. Не сюсюкайте с малышом, говорите правильно. Ни в коем случае не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова, относитесь к малышу доброжелательно, не забывайте поощрять его достижения.

 

Оцените статью