Мнемотехника для детей

Занятия по развитию речи

Для лучшего развития памяти в дошкольном возрасте для детей создано большое количество психологических и педагогических методик. Одним из лучших способов запоминания считается комплекс упражнений мнемотехники.

Чем полезна мнемотехника?

Специальные методы для запоминания основаны на построении ассоциаций, сопоставлении новой информации с уже имеющейся. Абстрактные символы подкрепляются визуальным материалом, благодаря которому полученные знания надолго остаются в памяти.
Целью совокупности методик является улучшения разных видов памяти, мышления и воображения. Дети с лёгкостью могут запомнить визуальную информацию (картинки с нарисованными предметами, героями сказок и прочим), особенно если встречались с ней в жизни. Например, запомнить стихотворение поможет набор последовательных изображений предметов и действий, о которых говорится в произведении.
С помощью мнемотехники можно решить сразу несколько задач:
• Улучшить и упорядочить запоминание
• Привить ребёнку интерес к обучению
• Помочь дошкольникам избавиться от проблем с речью (несвязность, маленький словарный запас и прочее)
Благодаря мнемотехнике у детей формируется связная речь с полными предложениями, хорошая дикция и, как следствие, повышается интерес к обучению. Положительный эффект отмечают специалисты в области образования. Дети более активны и стремятся запоминать разную информацию.
Особую роль мнемотехника играет в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь прививается основной интерес к познанию мира. Методы помогают развить мышление и позволяют находить новые решения сложных задач.

Основные приёмы

Сейчас разработано большое количество приёмов для запоминания, в дошкольном возрасте акцент делается на готовые картинки. К школе появляются другие техники с созданием рифмы, созвучия слов запоминаемых фраз и прочего.
Самым эффективным приёмом является рассказ по готовым карточкам. Все изображения имеют между собой логическую цепочку, дети, как правило, легко придумывают новый рассказ. Упражнение хорошо развивает воображение и логическое мышление.
Также по готовым карточкам детям проще выучить стихотворение. Для дошкольников используют четверостишья, но в таком возрасте ещё сложно на слух запоминать информацию. Благодаря мнемотехнике развивается память, ребёнок учится строить ассоциативную связь между предметами, действиями, явлениями.
Для развития мышления используется приём обобщения. Ребёнку предлагается набор карточек, которые нужно объединить по общему признаку. Например, к группе «Овощи» будут относиться «морковь, картофель, огурец» и прочие примеры.

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы являются неотъемлемой частью обучения при запоминании информации. Визуальный материал имеет определённую структуры, есть логическая связь между картинками.
При приёме составления рассказов часто используют детские сказки. На картинках главные герои выполняют определённые действия. Изображения показаны так, чтобы ребёнок чётко понял о чём говорится в этой части.
Акцент обычно делается на действии героев, но также уделяется внимание деталям: одежде, погоде, обстановке и прочему. В случае сказок все эти элементы позволяют лучше понять ситуацию и составить историю.
Число картинок зависит от возраста и развития памяти и речи. Для самых маленьких обычно выбирают 4–9 карточек, детям 4–6 лет дают уже большее количеств изображений. Для дошкольников, которые уже хорошо изучили основные начальные приёмы, предлагается самостоятельно составить ряд картинок. Например, ребёнок может поэтапно нарисовать проведённый день (интересные случаи, настроение, встречи и прочее).
Развитие памяти происходит постепенно, не только улучшается качество запоминаемой информации, меняется сам процесс запоминания. Такие занятия положительно влияют на речь, ведь во время обучения расширяется кругозор ребёнка. У него появляется больше знаний о мире, вещах и явлениях, улучшается качество речи.

Оцените статью