Все что нужно знать про постановку и автоматизацию звука С
Перед тем как начинать учить фонему «С» нужно чтобы малыш в первую очередь услышал и понял то, что ему под силу пропустить данный звук.
Детки до конца не понимают фонетический состав слов, они вникают только в смыл и не замечают того, что пропустили тот или иной звук.
Играем с ребенком в игру поймай звук. Называйте ему разные звуки, услышав нужный звук, а именно звук «с», малыш хлопает в ладоши. Затем произносятся слоги и наконец слова, задача ребенка также поймать нужный звук.
Подготовительная работа для постановки звука «с»
Упражнения на дыхание
Ребенок делает вдох носом, ненадолго задерживает дыхание и выдыхает через рот: Фууу.
Сдуваем кусочки ваты с ладошки
Пускаем мыльные пузыри. При выполнении данных упражнений следует добиться правильной воздушной струи, она должна проходить по средней линии языка.(Дыхательная гимнастика)
Упражнения для губ и мышц лица
Улыбка- растянуть губы в улыбке, удерживать на счет 5
Качели-губы и зубы сжаты, попеременно поднимать уголки рта, помогая пальчиками рук.
Обезьянка дразнится-губы растянуты в улыбку, а затем вытягиваются в трубочку.
Упражнения для языка
Непослушный язычок-положить широкий язычок на нижнюю губу, пошлепать его верхней губой: пя-пя-пя.
Язычок пролазит через щель в заборе- ребенок просовывает широкий язык через зубы при этом покусывая его.
Лодочка-высунутый язык сложить лодочкой.
Выбрав некоторые слова, к примеру, Саша и Таня, специалист предлагает малышу прослушать и указать того, кого он кликнет. Затем логопед берет две игрушки и говорит о том, что одну из них зовут Саша, а другую Таня. Произнося имя Саня, взрослый делает акцент на звуке с, произнося его длительнее, чем остальные. Далее он предлагает повторить еще раз за ним ребенку. Малыш дважды говорит имя Таня. Далее специалист акцентирует внимание ученика на том, как нужно правильно обратиться к мальчику. А затем еще раз начинает говорить слово правильно, Ссаня, и начинает учить малыша верно выговаривать звук.
Постановка звука С
Перед постановкой фонемы стоит поработать над выработкой воздушной длительной струи (см. дыхательные упражнения), которая должна проходить где-то в центре языка. Для выполнения данного задания специалист рекомендует малышу легонько подуть на высунутый слегка язычок. Также необходимо наблюдать за тем, чтобы орган не слишком зажимался между зубов.
Далее, уже после освоения учеником данного этапа, специалист может переходить к следующему упражнению: переведение языка за нижние зубы, чтобы получилась нужная струя из воздуха. Взрослый говорит, чтобы ребенок посмотрел на то, где у него находится язык и можно ли увидеть ли зубы.
Он просит ученика повторить его движения. Говорит ученику приоткрыть рот, и улыбнуться, чтобы можно было увидеть зубы. А свой язычок прижать к передним зубам. Затем прикрыть рот и подуть. Затем дунуть на руку и ощутить холодный поток воздуха. В конце хвалит ученика за старание.
Дальше стоит взять фитилек из ваты и научить малыша его держать, приложив к подбородку таким способом, чтобы на него шла струя воздуха.
Если же воздушная струя несильная, то нужно попросить малыша немного сильнее подуть на вату, но щеки надувать нельзя.
Полученную верную артикуляцию ученик должен проделать несколько раз, но не больше 5 раз. При этом нужно не забывать о паузах, для того чтобы ученик не терял внимания, и он смог конторлировать свои действия.
Если же на другом занятии малышу не удастся воспроизвести верно артикуляцию звука с, то логопед должен показать это упражнение еще раз.
На этом этапе звук «С» ребенку не стоит проговаривать в словах. Нужно чтобы он привык к произношению. Для этого логопед вводит новый элемент игры – он предлагает ребенку воспроизводить свист воздуха из насоса или иные похожие звуки.
Автоматизация звука С
Для автоматизации звука с нужно научиться его точно и четко говорить в слогах: са, со, си и другие. Следующее действие выделение ударных слогов са-са, са-са-са. Затем в словах нужно проговорить звук с: салат, салют, сани, салфетка, совет, соты, сундук и много других похожих слов.