Постановка и автоматизация звука «Р» в домашних условиях
Если к 5-6 годам у ребенка не появился в речи звук «Р», родителям стоит задуматься о его постановке. С этой проблемой вы можете обратиться к логопеду, который обследует состояние артикуляционного аппарата ребенка, выявит причины нарушения произношения или отсутствия звука и , наконец, поставит ребенку правильный звук.
Но возможно проделать всю эту работу самостоятельно. Родителям следует знать, что перед тем как заняться непосредственно постановкой звука «р» необходимо провести некоторую подготовительную работу.
Подготовительная работа для постановки звука «р»
Во-первых, необходимо выяснить насколько хорошо развит у малыша фонематический слух, а именно различает ли он этот звук в словах. Сделать это просто. Поиграйте с ребенком в игру «Поймай звук». Так вы называете различные слова, а ребенок должен услышать и «поймать», хлопнув в ладоши, слова в которых есть твердый звук «р». Если ребенок не справляется или плохо справляется с этой задачей, поупражняйтесь с ним в развитии фонематического слуха, можно поиграть в игры на развитие фонематического слуха. Это очень важно. Состояние фонематического слуха влияет не только на постановку отдельных звуков, но и на дальнейшее обучение ребенка в школе.
Следующим шагом будет диагностика органов артикуляции ребенка. Проверьте, достаточно ли подвижны у ребенка язычок, губы, нижняя челюсть. Попросите малыша достать кончиком языка уголки губ, дотянуться до носа, сделать «блинчик», положив широкий язык на нижнюю губу; вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбке. Если ребенку с трудом даются эти упражнения, позанимайтесь с ним артикуляционной гимнастикой.
Для формирования правильного произношения не менее важна и дыхательная гимнастика, а проводить ее можно ежедневно в форме игры.
Далее, выполняя с ребенком артикуляционную гимнастику, особое внимание уделите упражнениям для постановки звука «р»:
Лошадка скачет— цокать языком, сначала, присосав язычок к нёбу, резко оторвать его, получится цокающий звук.
Лошадка фыркает- набрать в легкие воздух, с силой выдувать его, так чтобы губы вибрировали
Комарик-открыть рот, губы растянуть в улыбке, поднять язычок за верхние зубы и произнести протяжно «зззз»
Барабан — улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язычок упирается в верхние зубы, рот открыт.
Постановка звука «р»
После того, как вы провели всю подготовительную работу переходим непосредственно к постановке звука «р». Существует несколько приемов:
1. Рот открыт, язык присосать к небу, не опуская языка, сильно подуть на него. Когда под воздействием струи воздуха язык отрывается от неба, получается короткая вибрация кончика языка. Поупражнявшись так, ребенок сможет вызывать звук самостоятельно, без механической поддержки.
2. Рот открыт, на выдохе быстро произносим «д-д-д-д», по типу автоматной очереди, при этом язык смыкается с деснами верхних резцов. Во время произнесения звука «д-д-д» сильно подуть на кончик языка, для того чтобы вызвать вибрацию.
3. Во время произнесения ребенком звука «д-д-д», вызовите вибрацию языка, проводя чистым пальцем под языком движения из стороны в сторону. В дальнейшем ребенок научится вызывать вибрацию самостоятельно, используя свой указательный палец.
Автоматизация звука «р»
Добившись постановки у ребенка звука «р», переходите к его автоматизации. Это длительный процесс, требующий терпения.
Автоматизацию звука «р» начинаем в слогах. Сначала в прямых слогах: «ра», «ро», «ру», «ры». Затем в словах, начинающихся на эти слоги, выделяя голосом звук «р»: «рама», «роза», «рука», «рыба».
Далее автоматизируем звук «р» между двумя гласными: «корова», арахис», «пароход».
Следующий этап-автоматизация звука в обратном слоге: «пар», «бор», «сыр», «мур».
Автоматизируем звук «р» в сочетании с другим согласным звуком: «дрова», «брод», «кран».
Автоматизация мягкого звука «р,»: «репка», «речка», «рис».
Последний этап-автоматизация звуков «р» и «р,» в фразовой речи. Если ребенок забывает или ленится правильно произносить звуки в речи, останавливайте его и просите произнести правильно.