Социальные страхи и фобии у детей
Вы знаете что даже новорожденный ребенок способен испытывать биологический страх? Младенец сначала боится
темноты, странных и громких звуков, одиночества. Эти чувства при помощи социума со временем могут превратиться в различные социальные страхи и фобии.
Родители часто прибегают к таким выражениям, которые по их мнению совсем невинны для детской психики.
– Ешь суп до конца, а то позову доктора (ведьму, домового)
– Карандашом на стене не рисуй, а то пальцы больше не будут расти
Детей часто устрашают неким строгим врачом с большим шприцем в руке. После этого ребенок начинает бояться людей в белых халатах, даже повар тут не исключение.
Представляйте себе мысли того ребенка, который думает что его пальцы больше не будут расти?
Такие неосознанные методы воспитания в будущем превращаются в различные психологические комплексы, страхи и фобии.
Учителя и ученики
В школьном возрасте, дети уже начинают бояться своих строгих учителей. Они, например, из-за поведения или невыученных уроков могут унижать ученика перед классом.
– Без родителей завтра в школу не приходи, иначе с позором выгоним из школы
А с помощью подобных фраз программируется будущий неудачник —
– В твои годы я учился (лась) на отлично, мне все завидовали… ты лентяй и драчун, ты никогда в жизни ничего не сможешь добиться
Дорогие родители всегда учитывайте психическое состояние своих детей. То что вы ожидаете от него в будущем, формируется уже сейчас.
Особенности страха
Форма проявления социальных страхов тесно связано с особенностями исторической эпохи, культуры, и общества. Например, в 18-м веке дуэлянты больше боялись прослыть трусом, чем потерять жизнь во время дуэли.
Польский психиатр А. Кемпинский указал что разница между страхом биологическим и социальным заключается только в условиях, в котором жили наши предки и современные люди. Например, человек добывая себе, пищу, больше не подвергается атакам хищных животных и не тонет в воде как это было в прошлом.
Есть еще одна особенность у социального страха. Во время экстремальной ситуации (война, природные катастрофы) человеческий инстинкт самосохранения просыпается. Эмоциональное состояние человека при этом как бы возвращается обратно в животное состояние. Но следует помнить, что даже в плену у противника, человек может сохранять свою гуманность, которую когда-то в нем воспитали.
У всех есть свои особенные страхи или фобии, и анализировать каждый в отдельности очень сложно.
Мы должны как-то жить с этим чувством и не бороться с ним напрямую, потому что именно это чувство часто помогает нам, а иногда и спасает нам жизнь.