В статье «Словарный запас ребенка в 3 года» уже приводились некоторые способы работы над расширением и активизацией словаря. Здесь я хочу еще раз напомнить родителям, что вся работа по развитию малыша должна проводится в игровой форме, а не в форме добровольно-принудительных занятий. Если взрослые организуют веселую, интересную игру, малыш будет стремиться к новым знаниям, а не уклоняться от них.
Дидактические игры на расширение словарного запаса для детей 2-3 лет
Мама, папа, ребенок. Играя в эту, казалось бы, простую игру, малыш обогащает свой словарь названиями животных, не только так, как мы знакомили его с младенчества: киска, или мяу, собачка или вава. Ребенок узнает, и в процессе многократного повторения запоминает, как называют животного женского рода, то есть маму; животного мужского рода — папу, и их ребенка. Маленькому ребенку не просто запомнить, например, что лошадь-это мама, конь -папа, а ребенок -жеребенок.
Для того, чтобы ему было легче усвоить эти знания, предлагаю посмотреть замечательный развивающий мультфильм, где звучит забавная песенка.
Чтобы запомнить названия животных, совсем не обязательно постоянно показывать этот мультфильм ребенку, просто в часы досуга напевайте вместе эту песенку. Ведь песенки всегда запоминаются легче. Распечатайте карточки с изображением животных и подбирайте их к каждому куплету.
Когда малыш усвоит названия домашних животных и их детенышей, усложните игру — начинайте придумывать аналогичные куплеты о диких животных: мама -слониха, папа -слон, а ребенок -?
Учим глаголы
Известно, что скачок в развитии речи происходит благодаря обогащению речи глаголами. Поэтому взрослые должны объяснять малышу свои действия: мама гладит белье, папа читает газету, бабушка вяжет. Также полезно рассматривать сюжетные картинки и спрашивать ребенка, какое действие он видит, если же он затрудняется-подскажите ему.
Побуждайте ребенка комментировать картинки не одним словом, а фразами: крокодил читает газету.
Дидактические игры для детей 3-5 лет
Еще один вариант расширения словарного запаса ребенка- образование прилагательных от существительных. Для игры понадобятся карточки с изображением фруктов, ягод, овощей. Процесс словообразования довольно захватывающий для ребенка, в игре развивается сообразительность, мышление, воображение.
Какой сок (компот)
Покажите малышу карточку с изображением фруктов, ягод. Сок из яблок- какой?
Варенье из малины-какое?
Варим суп (кашу)
Аналогичная игра. Какой суп варится в этой кастрюле? Из чего?
Готовим салат
Кто где живет
Расширяем словарный запас посредством слов, обозначающих названия жилищ различных животных и насекомых, кроме того, ребенок получает представление об окружающей природе, развивается память, внимание. Можно использовать как настольную игру — пазлы.
Когда ребенок усвоит знания о жилищах животных, закрепите их, поиграйте в словесную игру: бросая малышу мяч, задаете вопрос: кто живет в улье; а кто живет в конуре?
Кто что ест
В эту игру также можно поиграть, как в настольную. Игра способствует расширению словарного запаса, внимания, памяти, сообразительности.
Игры на расширение словарного запаса для детей 5-7 лет
Синонимы
Сначала объясните ребенку, что такое синонимы, покажите картинки, изображение на которых можно назвать разными словами:
В такую игру рекомендуется играть с более старшими детьми, когда у ребенка возникнет понимание, что существуют слова, схожие по смыслу, но обозначающие один и тот же предмет, действие или признак предмета. Предложите ребенку к картинкам подобрать еще схожие по смыслу слова. В такие игры можно играть и без картинок, например организуйте игру-соревнование: кто придумает к заданному слову подобрать больше синонимов.
Антонимы
Аналогично проводится игра в антонимы — слова, противоположные по значению.
Когда ребенок поймет смысл игры, играйте, перебрасывая мяч. Называете слово и бросаете мяч ребенку, он должен придумать слово, противоположное по значению и назвав его, бросить мяч обратно: легкий-тяжелый; черный-белый; большой- маленький; верх-низ; горячо-холодно и т.д.