Когда проводить с детьми артикуляционную гимнастику
У каждого ребенка речь развивается индивидуально. Большинство детей в три-четыре года не умеют произносить правильно все звуки родного языка, некоторые труднопроизносимые звуки, такие как «р», «л», «щ», «ч», «ж», дети могут заменять на другие, или эти звуки вообще отсутствуют в речи, малыш может переставлять звуки или слоги в словах, сокращать длинные слова. И это вполне нормально. К пяти-шести годам такие нарушения должны исчезнуть, но если этого не произошло, то ребенка необходимо показать логопеду и выяснить причину нарушений речи. Занятия с логопедом помогут устранить эти нарушения.
Родителям уже с самого раннего возраста необходимо позаботиться о развитии речевого аппарата ребенка и профилактике нарушений звукопроизношения. В этом вам поможет артикуляционная гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы.
Упражнения для язычка — развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.
Упражнения для губ — ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке.
Упражнения для нижней челюсти-удерживать челюсть в определенном положении.
Родителям надо иметь в виду, что занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение.) И только когда малыш освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям.
Начните развивать артикуляционный аппарат малыша уже в 9-10 месяцев. Для этого научите его дуть в дудочку. Для ребенка это будет и отличным развлечением, и тренировкой артикуляционного аппарата, и формированием правильного дыхания.
Когда малыш подрастет, предлагайте ему упражнения для тренировки речевого аппарата в форме игры.
Начинайте с упражнений для губ и щек:
Слоник— губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника.
Хрюшка-губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.
Рыбка-хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.
Поцелуй— щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.
Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.
Лошадка— вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали. Это упражнение поможет в постановке звука «р».
Хомячок –щеки сначала надуть-сытый хомячок, потом втянуть-голодный.
Шарик-щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками-лопнул шарик.
Статические упражнения для языка
Язычок спит в домике-рот открыт, язык свободно лежит во рту.
Язычок загорает-широкий язык лежит на нижней губе.
Язычок потягивается — рот открыт, передний край и боковые края подняты вверх, не задевая зубы.
Язычок выглянул в окошко— рот открыт, узкий язык вытянуть вперед.
Сердитая кошка-рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх.
Грибок — рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.
Динамические упражнения для языка
Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ.
Достань нос – рот открыт, язык тянется к носу.
Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону.
Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую.
Лошадка — цокать языком, для этого сначала присосать язык к нёбу, затем резко оторвать его, получится характерный цокающий звук. Выполнять медленно.
Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нёбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба.
Оближи варенье — кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево.
Накажем язычок — широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя.
Упражнение для нижней челюсти
Корова жует травку-совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюстью влево-вправо.
Экскаватор— медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением.
Акула охотится – челюсть опустить вниз –влево, вниз-вправо, вниз-закрыть рот.
Кто дольше-произносить протяжно гласные звуки:
А-а-а-а-а
У-у-у-у-у
Е-е-е-е-е
Потом несколько гласных звуков:
А-а-а-а-у-у-у
А-а-а-а-е-е-е
А-а-а-а-и-и-и
И-и-и-а-а-а
Как правильно делать артикуляционную гимнастику
Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать каждый день, только тогда навык будет закрепляться. Не перенапрягайте ребенка, достаточно 2-3 упражнений в день, по 5-7 раз необходимо повторить каждое упражнение. Лучше всего проводить их в эмоционально-игровой форме, непринужденно. Вряд ли ребенок будет с желанием выполнять эти упражнения, если вы предложите ему позаниматься, а вот если пригласите поиграть или придумать сказку-тогда малыш примет приглашение с удовольствием. Проявите творчество, придумывайте сказки, которые будут интересны вашему ребенку, например: «язычок проснулся, потянулся, выглянул в окошко, посмотрел в разные стороны, увидел солнышко, обрадовался, пошел гулять ». Имитируйте движения животных, птиц.
Выполняя упражнения, ребенок должен видеть свое лицо, поэтому занимайтесь перед зеркалом.
Также для развития речи и формирования правильного звукопроизношения рекомендуется делать дыхательную гимнастику. И конечно не забудьте про развитие мелкой моторики рук.