Значение художественных произведений для детей раннего возраста

значение художественных произведений

Ранний возраст — это время, когда ребенок только начинает познавать окружающий его мир и себя, учится ходить и говорить. Вместе с речью у детей в раннем возрасте развивается мышление.  В речи ребенка проявляется эмоциональность, интересы, его потребности, темперамент — все психические склады личности. Не все родители понимают насколько велико значение художественных произведений для развития детей раннего возраста.
Художественное слово является одним из наиболее эффективных средств общего и речевого развития ребенка. Поэтому всем, кто участвует в воспитании детей раннего возраста, необходимо четко понимать особенности восприятия художественных произведений детьми.
Первые  месяцы жизни ребенок воспринимает, прежде всего, не содержание слова, а ехудожественное слового интонационную окраску. Малыш по-разному реагирует на обращенную к нему речь (улыбается, плачет, делает различные движения головой, руками) в зависимости от интонации речи взрослого (ласковой, веселой, строгой, раздраженной).

Психологи отмечают притяжения детей к ритмическому сочетанию звуков, слов и интонаций, с которыми они произносятся. Это позволяет во время общения с ребенком раннего возраста использовать несложные стихотворные произведения. Маленькие дети оживленно и радостно отзываются на произнесенные взросым небольшие стишки, потешки, песенки.
После шести месяцев жизни ребенок начинает понимать речь взрослых на уровне отдельных слов. Это выражается в том, что он поворачивает голову в ту сторону, где находится названный взрослым предмет. С этого времени важно сопровождать чтение художественных произведений показом реальных предметов, игрушек, рисунков, движений, действий и т.п..

Малыш радостно воспринимает художественное слово, которым взрослый сопровождает игры с ребенком, например, покачивая малыша на ноге, произносит песенку:




«Скачем, скачем на лошадке по дорожке гладкой,

В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий,

Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.

Две собачки у порога нам сказали очень строго:

Гав-гав, гав-гав.»

Хорошо использовать художественное слово и в режимных моментах. При умывании прочитайте малышу потешку

«Водичка-водичка, умой мое личико

Чтобы глазки бестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.»

При кормлении ребенка почитайте стихотворение  Зои Александровой

«Каша из гречки, где варилась, в печке»
Развитие восприятия литературных произведений детьми раннего возраста зависит от умения слушать. Формирование слуховой сосредоточенности является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Способность сосредотачиваться на слушании текста начинает интенсивно развиваться у детей после 1,5 лет при условии систематического использования взрослыми художественных произведений.

При этом следует иметь в виду, что многократное повторение взрослыми художественных текстов положительно сказывается на формировании у детей интереса к слушанию. Ритмично-мелодическая структура произведения, интонационная выразительность чтения взрослого и знакомые слова способствуют пониманию текста.
Дети после 1,5 лет способны понимать содержание несложных произведений. Особенностью в этом возрасте является наглядно-действенный тип мышления. Поэтому во время ознакомления детей с художественными произведениями необходимо использовать разнообразную наглядность и привлекать детей к выполнению активных движений, действий с предметами и одновременно повторять отдельные слова.

Поощрение и побуждения детей к воспроизведению конца стихотворной фразы способствует развитию памяти и дает возможность ребенку 2,5 лет читать наизусть небольшие стихотворения. Восприятие текста без использования наглядности  становиться доступным детям третьего года  при повторном чтении знакомых произведений.
Итак, в раннем детстве формируется способность понимать и эмоционально откликаться на содержание произведений художественной литературы. Создание благоприятных условий и систематическая работа с художественными произведениями позволяет обеспечить такой уровень развития речи у детей раннего возраста, который дает им возможность выражать свои желания, мысли, и повторить то, что они запомнили.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Required)