Постановка и автоматизация звука «ш»

звук ш

Шипящий звук «Ш» является довольно сложным для детей, даже у шестилетних детей не всегда получается произносить его правильно. Чаще всего дефект произношения происходит из-за замены звука «Ш» на свистящий «С», а также губно-зубного, заднеязычного и призубного произнесения. Ребенок может полностью исключить звук «Ш» из своей речи, или у него могут быть проблемы при его дифференциации. Нарушения выговора шипящих звуков называются сигматизмом (дефект произношения звука) и парасигматизмом (замена на другой звук).

Артикуляция звука «Ш»

Для того чтобы правильно выговаривать шипящие звуки, нужно чтобы язык занимал правильную позицию в ротовой полости. Язык нужно держать широким, а передний его край поднять вверх таким образом, чтобы образовалась щель между небом около верхних передних зубов, при этом границы языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Язык должен находиться в симметричном положении, иначе произойдет боковое произношение. Во время произношения губы нужно растянуть в легкую полуулыбку, рот немножко приоткрыть, так, чтобы верхний зубной ряд находился на расстоянии около 5 мм от нижнего ряда зубов, а голос появляться не должен.

Однако объяснить ребенку все эти сложности по поводу управления языком не просто, к тому же управлять артикуляционными органами в полной мере он еще не может. Поэтому логопеду в процессе постановки звука «Ш» нужно использовать побольше игровых приемов. Постановку данного звука следует начинать с проработки его статики и приведения в правильную позицию задействованных органов артикуляции. Только после преодоления этой цели возможно начинать обрабатывать букву «Ш» в динамике. Занятие логопеда может быть построено следующим образом:

1. Ребенку сообщается звук, с которым предстоит играть сегодня.
2. Производится характеристика звука (согласный, шипящий, глухой, мягкий).
3. Описывается артикуляция звука, верное положение губ, языка и зубов, ребенку объясняется, что дыхание должно быть теплым.




4. Производится изолированное произношение звука.
5. Автоматизированный звук произносится вместе со всеми гласными звуками.
6. «Ш» выговаривается в прямых и обратных слогах.
7. Произносятся слова, содержащие звук «Ш».
8. Производится звуковой анализ слов, изображенных на картинках.
9. Проговариваются скороговорки, стихи и потешки с изучаемым звуком.
10. Образовываются приставочные глаголы.
11. Ребенку дается задание составлять предложения с применением вспомогательных картинок.

С целью формировки правильной звуковой речи и корректировки нарушений произношения с ребенком рекомендуется выполнять артикуляционную зарядку, которая представляет собой гимнастику для тренировки артикуляционного аппарата и отработки правильных положений языка, губ и неба.

 

Примеры артикуляционных упражнений для формирования шипящих звуков:

артикуляционная гимнастика

1. «Наказание непослушного язычка». Ребенок приоткрывает рот, кладет язык на нижнюю губу и пошлепывая по нему губами произносит слоги: пя-пя… После этого удерживает спокойный широкий язык с открытым ртом от 5 до 10 счетов.
2. «Широкий язычок». Ученик улыбается, приоткрыв при этом рот и положив передний край языка на нижнюю губу. Такое положение нужно удерживать на счет от 3 до 10.
3. «Гриб». Необходимо сделать широкую улыбку, чтобы были видны зубы, язык полностью прижимается к небу. При этом язык должен напоминать шляпку гриба, а подъязычная связка — грибную ножку.
4. «Телевизор». Малыш приоткрывает рот и вытягивает вперед губы окошком, при этом зубы должны быть сомкнуты и хорошо видны.
5. «Сильный ветер». Вытянутый язык ложится на нижнюю губу, после этого ребенку необходимо сильно дунуть на конец языка, таким образом, чтобы воздушная струя была посредине языка, а щеки не раздувались.

Хороший эффект дают дыхательные тренировки в виде игр

дыхательные упражнения

1. «Футбол». При помощи подручных средств в центре стола сооружаются ворота, с одной стороны для взрослого, а с другой — для малыша. Из ваты делаются шарики, и ребенок дует на шарик с такой силой, чтобы он попал в противоположные ворота. Для правильного выдоха необходимо широко улыбнуться, разместить язык на нижней губе и подуть.
2. «Фокусник». На кончик носа ребенку кладется клочок ваты, после чего ему надо улыбнуться, при этом открыв немножко рот, а широкую сторону языка уложить на верхнюю губу. Бока языка прижимаются с такой силой, чтобы в центре образовался желоб. Малышу нужно подуть на вату таким образом, чтобы воздух прошел по центру языка.

Дыхательная гимнастика для развития речи

Родителям нужно знать, что в норме правильная речь должна быть сформирована к 5-ти годам. Если в этом возрасте ребенок не выговаривает букву «Ш», то родителям нужно попытаться исправить этот дефект своими силами. Если попытки не дадут положительного эффекта, то нужно обратиться к специалисту.

Постановка и автоматизация звука «Р»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Required)