Развитие общения детей со сверстниками
С самого рождения ребенок находится в семье, где его воспитанием и развитием занимаются самые близкие люди: мама, папа, бабушка. Но проходит время, малыш подрастает и выходит на следующий этап развития, где его окружение — это не только семья, но и сверстники.
Чаще всего активно общаться со сверстниками ребенок начинает тогда, когда приходит время поступать в детский сад. Не всегда малышу легко вступить в новый незнакомый коллектив, найти себе друзей. Случается, что событие, которого так долго ждали приносит ребенку обиды и разочарования, он становится замкнутым, отказывается идти в детский сад, не хочет играть с другими детьми.
Для каждого ребенка естественно тянуться к сверстникам и стремиться вместе играть с ними. Если же ребенок избегает общения с детьми, стремиться к одиночеству, то родителям необходимо разобраться в причинах такого поведения и постараться исправить это положение.
Почему ребенок избегает общения со сверстниками.
Ребенок может испытывать трудности в общении с детьми из-за своих индивидуальных качеств: из-за пониженной или завышенной самооценки; из-за чрезмерной эмоциональности или застенчивости; повышенной конфликтности; агрессивности.
Причинами также могут быть чрезмерная привязанность к маме или бабушке, избалованность, запрет родителей на общение и игры ребенка с другими детьми, гиперопека.
Ни в коем случае нельзя изолировать ребенка от общества сверстников, так как в следствии этого у него развивается эмоциональный дискомфорт, нарушается естественная потребность в общении. Такому ребенку очень сложно будет влиться в новый коллектив, наладить отношения с другими детьми.
Травмирующие обстоятельства, с которыми столкнулся малыш, также являются весомой причиной нежелания общаться. Особенно страдают от этого дети имеющие какой-либо недостаток. Это может быть полнота, дефект речи, то есть то, что стало причиной насмешек и дразнилок.
Но наиболее распространенные причины неумения наладить контакт со сверстниками- это застенчивость или эгоизм. В первом случае ребенок просто не сможет вступить в контакт: завести друзей, попроситься в игру. Во втором случае ребенок желает занять место лидера, понукать другими детьми. Вряд ли дети захотят выполнять чужие прихоти. А ребенку, привыкшему к этому в семье, сложно понять, почему же дети не хотят с ним играть.
Как помочь ребенку научиться общаться.
С самого раннего возраста способствуйте общению вашего малыша со сверстниками, ходите в гости к друзьям и родственникам, где есть маленькие дети, приглашайте их к себе домой.
Играйте в игры вместе с детьми, это могут быть подвижные, ролевые настольные игры. Хвалите малыша за инициативу, когда он предлагает новую игру.
Читайте и рассказывайте малышу различные сказки и истории про дружбу, обсуждайте их вместе.
Помогите ребенку подружиться с соседскими детьми, с которыми он сможет постоянно играть во дворе дома, приглашать к себе домой или сам сможет ходить к ним в гости.
Устраивайте детские праздники: День рождения, Новый год и любые другие, на которые можно пригласить новых и старых друзей, вместе весело провести время.
Развивайте сценические способности ребенка -это очень здорово развивает коммуникативные умения, почаще инсценируйте знакомые сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и другие. Для инсценировок можно использовать кукольный театр, который несложно сшить самим, пальчиковый, настольный театр или маски. Спектакль можно поставить совместно с другими детьми, так у ребят появятся общие интересы.
Научите малыша правилам общения:
Не дразни и не обзывай других детей.
Не отбирай игрушки, а вежливо попроси.
Сам тоже не отдавай игрушку, если ее хотят взять без проса, а если попросили вежливо-дай поиграть на время.
Если тебя позвали играть-иди.
Если тебя не зовут в игру, а тебе хочется -попросись.
Не дерись без необходимости, но если тебя бьют, защищайся, дай сдачи.
Не ябедничай.
Умей хранить тайны других.
Очень важно научить ребенка общаться со сверстниками, ведь от этого зависит его самочувствие, положение в обществе и в конечном итоге, становление личности.