Как развивать речь у детей раннего возраста

Занятия с детьми 2-3 лет

В первые три года жизни ребенок проходит первые этапы формирования речи. Он в свою очередь делится еще  на три основных этапа:qwe

Первый год жизни-доречевой этап, в котором выделяют периоды гуления и лепета;

Второй год жизни- этап первичного освоения языка -дограмматический;

Третий год  жизни- этап усвоения грамматики .

Новорожденные дети различают шумы, звуки, узнают голос матери. Первые звуки они начинают издавать в 6-8 недель: чмокают, гукают, вскрикивают —это тренировка для мышц  рта, дикции. В полгода наступает фаза лепетания: младенец издает похожие на речь звуки, пытается подражать высказываниям взрослых. В этом возрасте он экспериментирует со своим голосом , радуется собственному лепету, удваивает слоги : «да-да», «ма-ма».

Одновременно начинает формироваться и понимание речи. В 9-12 месяцев малыши реагируют на свое имя, знают, что такое соска, мячик, кроватка,  усваиваются новые понятия, накапливаются в пассивном словарном запасе для последующего активного использования. Примерно к году, младенцы обычно выговаривают свое первое слово.

Слова и чувства в нем неразрывно связаны. По ласковым, произнесенным с теплотой и любовью словам во время пеленания, купания, кормления, ношения на руках ребенок чувствует, что его любят — и одновременно знакомится с языком. Даёт успокоить себя колыбельной, очень любит присказки, когда мама играет с ним, ласкает, щекочет за ушком. Родителям надо называть предметы и давать их младенцу в руки. Ловкость рук и моторика рта тесно взаимосвязаны, так как, соответствующие участки головного мозга расположены рядом и влияют друг на друга.

С самого рождения надо как можно больше разговаривать с малышом,  петь ему песенки, читать стихи, потешки.     Сочетание ритмических  движений с ритмом стишка помогут ребенку почувствовать и воспроизвести эмоциональный смысл этих стишков и испытать особую «радость говорения». Это будет  хорошим толчком к дальнейшему освоению речи. Самые первые стишки и прибаутки ребёнок может научиться воспроизводить ещё до того, как он научится ситуативно-бытовой речи.

Называйте словами то, что вы делаете вместе с ним: «сейчас мы с тобой оденем шапочку». Обозначайте словами, то что он видит, допустим,  глядя в окно: «вот машинка едет», «птичка летит» . Старайтесь все свои действия обозначать словами. Для того, чтобы малыш научился пользоваться словами, как символами предметов, действий, людей, он должен встречаться с этим в своем окружении , родители должны использовать слова в понятных малышу ситуациях. В таком случае у ребенка будет закрепляться связь между словом и действием, или словом и предметом.

Как можно раньше начинайте рассматривать с малышом книжки с картинками, обязательно называйте, что там нарисовано. Читайте ребенку простейшие сказки, такие как «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».

Годовалые дети обходятся малым запасом слов, прибегая к обобщениям: «Ав-ав» относится ко всем четвероногим, «папа» — ко всем мужчинам;

Примерно в полтора года большинство детей осваивают  предложения из двух слов Словосочетания становятся осмысленными, согласуются с грамматикой: «ням-ням  моко» означает «хочу молока».

Двухгодовалые дети образуют предложения из нескольких слов. Но, грамматически они еще не вполне корректные. Звуки, которые они еще не могут артикулировать, заменяются на другие. Словарный запас увеличивается скачкообразно: к 1,5 годам  дети знают в среднем 25 слов, к двум годам-в десять раз больше, в три  года — около 800 слов. В конце третьего года жизни ребенок осмысленно называет себя «я», может выражать простые взаимосвязи reb-smamoy-300x228

Игры и упражнения для развития речи

Маленькие дети очень любят животных, Недаром во многих сказках главными героями являются звери и птицы.  Знакомство с животными – их внешним видом, повадками, детенышами – позволит  в интересной  форме расширить представления ребенка об окружающем мире и способствует развитие речи.

Поэтому на занятиях по развитию речи с детьми  раннего возраста  целесообразно использовать игрушечных животных или картинки с их изображением.

Для занятий подберите фигурки животных из пластика или резины, желательно, чтобы они были естественных цветов, легко узнаваемыми , а также добрыми и симпатичными. Используя таких животных, можно организовать различные игры для развития речи.

Игра «Кто там?»

Взрослый прячет игрушку, воспроизводя крик животного, и просит ребенка отгадать кто это.

Ребенок может ответить любым доступным  ему способом – показать на картинку с изображением животного, назвать его словом или словом-звукоподражанием.

Игра «Гости»

Постройте вместе с малышом  домик  из кубиков . Тук-тук- кто там пришел к нам в гости?

-Мяу. Кто это? Ребенок отвечает. Впускаем кошку в дом и разговариваем с ней на ее языке, далее стучит следующий «гость»

Игра «Отгадай, кто ушел»

Разложите игрушки перед ребенком, предложите ему отвернуться или загородите игрушки ширмой, потом предложите отгадать, кого не стало. Эта игра способствует также развитию памяти.

Предлагайте ребенку  повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Начинать такие игры можно с небольшого количества игрушек, постепенно увеличивая количество персонажей. Если вы видите, что ребенок устал прекратите игру или замените ее на подвижную, предложите попрыгать, как воробушек, походить на четырех «лапках», поклевать зернышки.

Продолжать работу по развитию речи можно используя картинки  с изображением животных. Причем следует подбирать картинки не только с изображением животного, но и с его действием.

Например: Корова пасется на лугу. Коровка жует вкусную траву и мычит: «Му! Му! Молока кому?»

Лошадка:  Лошадка  живет в конюшне. Лошадь умеет громко кричать: «И-го-го!» Лошадка скачет и стучит копытами: «Скок-скок!»

Продолжая занятия, можно изучать диких животных , а также животных разных стран и морей: слон, жираф, бегемот, зебра, лев, тигр, крокодил, мартышка, пингвин и др.

Во время таких игр старайтесь быть эмоциональными, используйте в игре стремление малыша подражать взрослому, повторять за ним слова и действия, побуждайте ребенка к повторению звуков, слогов, слов и коротких фраз, а также характерных движений животных –походить как медведь, помахать крылышками как птичка, поскакать как лошадка и т.д.

 

Целесообразно постепенно развивать, расширять и усложнять активную речь малыша. Например, изучение изображения кошки. Сначала – повторение ребенком звукоподражания «мяу». Затем– повторение названия животного «кошка». Следующие шаги – произнесение предложений: «Это кошка. Кошка пьет молоко..

Занимаясь с малышом,  комментируйте его и свои действия, что вы делаете в игре, или что вы сейчас рисуете. Когда ребенок что то вам показывает- называйте это словом. Если  пытается  что-то сказать,  обязательно правильно повторяйте, как звучит слово, которое он хочет сказать.

Для того, чтобы ребенок мог говорить длинными сложными предложениями, его необходимо научить правильному дыханию, а также развивать его артикуляционный аппарат. В это м очень хорошо помогают скороговорки.

При правильном дыхании мы произносим все слова на выдохе. Можно придумать множество игр на тренировку  именно этой фазы дыхания.

Всем детям нравятся мыльные пузыри, сделать их можно самостоятельно, смешав воду с шампунем или средством для мытья посуды.

Постройте замок из мыльных пузырей .Налейте в стакан немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите соломинку, дуйте и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах. Потом предложите такую же соломинку ребенку. Можно устроить соревнования: у кого замок больше получится.

Возьмите небольшой кусочек пенопласта , положите на стол и просите ребенка сдуть его. В эту игру интересно играть вместе с ребенком, используя момент соревнования, нужно чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

Поиграйте в игру «Кто дольше» . В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «о» или другой гласный звук. Дети обычно любят играть в эту игру.

Прочитайте ребенку короткие рифмованные фразы и попросите повторить последний слог:

Милый зайчик не скучай – чай, чай, чай.

Ну-ка прыгай веселей-лей, лей, лей.

Приходи скорей сюда-да,да,да.

Такие упражнения формируют навыки правильного произношения.

Попросите малыша закончить слово, которое вы произнесете не полностью: кук (ла), миш (ка), маши (на). Такие упражнения помогут в развитии речи, внимания, памяти.

Игра на умение соотносить предметы с определенными группами: фрукты, овощи, посуда, мебель. Спросите у малыша :«яблоко и груша-это овощи?» «Ложка и чашка-это мебель?» Эта игра также тренирует речь, мышление, внимание и память.

Попробуйте научить ребенка  называть какой- нибудь признак или свойство предмета одним словом. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы большие руки, значит, он — большерукий.

Порассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Папа- кот, мама- кошка, ребенок-котенок.

Дети любят разговаривать по телефону. Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». Поговорите с ним от своего имени или от имени игрушки, животного. Задавайте простые вопросы, на которые малыш сможет ответить.

Как только малыш начнёт «спрашивать», что и как называется, обязательно отвечайте на его «вопросы» , выражайте свою радость по поводу каждого нового слова, которое он произносит. Никогда не смейтесь над малышом и не критикуйте его, это может привести к страху речи и как следствие,  к задержке речевого развития. Поощрение же создает уверенность в себе и желание говорить еще больше, поэтому чаще хвалите ребенка.

 

 

 

 

 

 

Оцените статью